МО "Мотобратия во Христе" продолжает съемки теле-проекта "Мотопаломничество Святая Русь" в Саввино-Сторожевском монастыре
«Мотопаломничество Святая Русь»
Саввино-Сторожевский монастырь
В рамках теле-проекта «Мотопаломничество Святая Русь», который с благословения Его Святейшества, Патриарха московского и Всея Руси Кирилла, под патронажем митрополита Рязанского Марка начал свой путь в июле 2016 года, межрегиональное общественное объединение православных мотоциклистов «Мотобратия во Христе» со съемочной бригадой теле-канала «Спас» провели очередную паломническую поездку в Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь.
Не очень ранним утром 6 августа 2016 года, группа мотоциклистов МО «Мотобратия во Христе» встретилась на бензо-заправке в пяти километрах от МКАД на трассе Москва-Рига. В этот день удалось собрать 10 человек братии. Все ребята накануне подготовились, прочитав материалы, найденные на просторах интернета о предмете предстоящего разговора – монастыре пр. Саввы Сторожевского чудотворца, о его житии, о социальном служении монастыря, его богатом историческом наследии. Вечером я распечатал тексты, взял с собой, дабы во время съемок иметь под рукой «небольшую» шпаргалку.
Построили колонну и в 11-15 выехали по трассе в сторону Звенигорода. Ехали неспешно, 90-100 км/ч, учитывая, что в колонне едет малокубатурная техника. Иван (Ватсон) работал отсекающим, в общем, все в штатном режиме, по отработанному стилю. Въезжая с трассы на бетонное кольцо, подобрали Антона Шмелева, который нас ожидал на своем мотоцикле. Именно Антон подал на собрании идею посетить Саввино-Сторожевский монастырь. Будучи историком, он был уверен, что эта поездка принесет большую пользу братьям, расширит их кругозор в области истории России и Православия.
Точное время отбытия с заправки и просчитанная скорость движения дала нам возможность во время приехать к стенам обители, где, успешно припарковав железных коней, мы стали ожидать приезда съемочной бригады. В 12-15 мы уже вместе с продюсером и оператором двигались к воротам монастыря. Началась съемочная рутина: масса дублей и прогонов, повторов и смены ракурсов. Однако первым делом надо накормить братьев, поэтому по договоренности с руководством монастыря, перед нами открыли двери монастырской трапезной. Скромный монашеский обед, состоящий из овощного супа, картофельного пюре с сельдью и мы снова в строю, как оловянные солдатики, для камеры несколько раз заходим и выходим из дверей трапезной.
А в это время на дворе +34 градуса по Цельсию! А мы все в коже… Не надо никакого моря, можно загореть на съемках даже не хуже. Солнце нещадно палит на наши головы, покрывая краснотой открытые лбы. Через 2-3 дня кожа на лбах и носах начнет облезать, но это все цветочки.
История монастыря пр. Саввы Сторожевского началась в 1398 году, когда опытный монах Савва был приглашен князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским, основать монастырь близ, тогда еще совсем молодого города Звенигорода. Недалеко от Городка (первого поселения, основанного на холме, на берегу реки Москвы), на соседнем холме была построена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Там и начал свою многовековую историю монастырь. Преподобный Савва, до прихода на звенигородскую землю, уже имел опыт игуменства и духовничества. Один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, он с юности посвятил свою жизнь монастырю, придя в него еще 15-летним отроком, отказавшись от родовой фамилии, от родового богатства и славы, возымел желание служить Богу и людям. Именно в Троицкой обители, управляемой преподобным Радонежским чудотворцем, инок Савва был поставлен на духовническое послушание. После смерти преподобного, инок Савва становится настоятелем Дубенского монастыря. Тернист и труден путь монашества. Опыт духовной жизни всегда сопряжен с лишениями, скорбями, трудами и терпением. Возрастая в духе, преподобный Савва, Промыслом Божиим становится известным старцем.
Желая тишины и уединения, Савва обосновывается на горе Стороже, названной так по одноименной реке Сторожке. Однако вести о приходе славного старца разлетелись быстро и в монастырь потекли монахи. Вскоре маленькой деревянной церкви стало не хватать из-за большого количества богомольцев, и князь строит белокаменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который и украшает нынче центральную площадь обители.
Мы ходим по территории монастыря и дивимся его благолепию. Рядом с нами женщина-работница монастыря со времен его открытия после богоборческого советского периода, Инга. Она во всех подробностях, по памяти рассказывает нам об истории обители, о царе Алексее Михайловиче, о котором лично я так мало знал. Например, об истории чудесного спасения на охоте. Каждый год царь любил охотиться на медведя-шатуна. Однажды двигаясь по лесу, он наткнулся на медведя. Испуганный конь сорвался и убежал. Царь остался без коня и безоружен перед диким зверем и готовился к смерти. Вдруг из леса появился седовласый монах и погрозил мишке пальцем. Медведь ушел во своя си, а изумленный царь пришел в монастырь, куда направился неизвестный инок и там увидел икону преподобного Саввы, которая точь в точь передавала портрет неизвестного. Царь понял, что своим избавлением от неминуемой смерти он обязан преподобному Савве Сторожевскому и с этих пор монастырь стал личным царским богомольем. Поразило то, что царь со свитой, состоявшей из 500 человек, два раза в год отправлялся из Москвы пешком на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь! Шли 3 дня и 2 ночи отдыхали. То ли природная болезненность и слабость наших современников, то ли цивилизация и научно-технический прогресс, безнадежно ослабившие наши уды, но лично мне трудно сие представить. А еще мне трудно представить себе, как немощной старец по два раза в день мог из-под горы в монастырь, 150 метров от монастыря, по крутому склону таскать 2 огромные кадки с водой для братии! Мы были на том колодце, собственноручно выкопанным преподобным. Сейчас к нему ведет длинная лестница, облегчающая подход, а в бытность святого старца был просто крутой склон. Несколько проходок по лестнице на камеру отняли у нас 50% сил, и без того ослабленные от жары, мы едва перевели дух, поднявшись к стенам монастыря. Да, были люди…
Первое чудо богоносного старца Саввы случилось еще в его бытность духовником в Троицкой обители преподобного Сергия, когда по его молитвам из горы явился водный родник засушливым летом. С тех пор он получил известность в народе, как чудотворец. И это далеко не последнее чудо, произошедшее по молитвам богоносного отца. Известна история о чудотворном монастырском квасе, который производится в обители по сей день. По молитвам преподобного Саввы квас исцелил множество людей. Им мазали раны, вливали в уши от глухоты, мазали глаза для прозрения, лечили массу болезней. Чудодейственность этого кваса не принадлежала самому напитку, но происходила от молитв преподобного.
Преподобный любил уединение и молитву, поэтому, когда монастырь сильно расширился, он ископал себе пещерку в горе, в 1,5 верстах от обители и водворился там. Но «невозможно укрыться светильнику верху горы стоя», и к старцу стали присоединяться монахи, ищущие, как и он уединения. Так образовался скит, который существует до наших дней. Главный храм и архитектурный ансамбль с братскими корпусами были построены в XIX веке и освящены святителем Филаретом (Дроздовым). Скит поначалу был рассчитан всего на четырех монахов. В дальнейшем были пристроены новые корпуса, и скит сильно расширили. Много было желающих пожить и помолиться в пещерке преподобного. Однако в XVI веке священноначалие запретило в ней надолго оставаться монахам из-за оскудения веры. Ведь великий старец жил в своей пещерке и летом и зимой, перенося и зной и стужу! Такой подвиг мало кому по зубам и указывает на особые духовные дарования подвижника.
Мы уже больше двух часов ходим по территории монастыря. Постоянное нахождение на солнце, бесконечные дубли съемок, обилие информации стали сильно выматывать мозги и тела. Стало ясно, что долго так мы не выдержим. А впереди еще два-три часа съемок в монастыре и в скиту. И тут помог монастырский квас. Он, как живительный родник проник во все клеточки организма, освежил тело и ум каким-то своим особым хмельным свойством. Мы немного воспряли духом и продолжили осмотр святыни. Пока одни рассказывали на камеру о царицынских палатах и братских корпусах, другие готовили свою речь о старых руинах на центральной площади, где по преданию был надвратный храм и трапезная. Теперь они похоронены под землей. Культурный слой более восьми метров!
Продюсер и режиссер по совместительству, дает отмашку и мы все вереницей идем в Рождественский Собор к мощам преподобного. Для съемок в храме нам включают паникадила. Я никогда не видел этой красоты при свете, так как посещал монастырь вне Богослужений. Росписи, часть XVII века, часть XIX, записанные сверху изумляют. Рака преподобного поначалу была деревянной, в XIX веке ее делают серебряной. В начале правления власти советов она пропадает в неизвестном направлении, как и сами мощи, чудесным образом обретенные в поздние годы XX столетия. Мы прикладываемся к мощам преподобного: «- Преподобне отче наш Савво, моли Бога о нас!», - и выходим из храма на улицу.
Рядом с нами огромная монастырская звонница, архитектурное творение середины XVII века, как и многие монастырские сооружения. На звоннице огромный колокол – копия того самого великого 35-тонного колокола, который взорвали в 1941 году. От старого остался только язык. Теперь он покоится у подножия звонницы, как исторический артефакт. Тот колокол был отлит легендарным литейщиком колоколов Александром Григорьевым. Этот неграмотный человек сумел за свою жизнь отлить более 100 шедевральных колокола! К сожалению ни один из них не дожил до наших дней. Его колокола славились изумительным и оригинальным звучанием. Поговаривают, что звон великого колокола Саввино-Сторожевского монастыря был слышан в Первопрестольной, а на Святую Пасху все звонари Москвы ждали удара Звенигородского гиганта для начала пасхального благовеста. Вероятно отсюда и название города – Звенигород. Но это не самый тяжелый колокол, отлитый искусным мастером. Был колокол, вес которого достигал 150 тонн! И снова просятся строчки из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!…»
Кстати, есть у монастыря связь и с Отечественной войной 1812 года. Когда французы заняли монастырь, начался грабеж храмов. В это время генерал Эжен де Богарне, заняв одну из келий, устав от тяжелых сражений, прямо в одежде уснул и увидел сон: входит в келью некий старец со строгим взглядом и говорит такие слова: «- Не вели войску своему расхищать монастырь; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым…». Со страхом проснулся генерал. Сон был как явь! Пошел в храм и узнал в иконе преподобного Саввы своего гостя. Грабеж был остановлен, у храма выставлен патруль из 30 человек. Было много казнено солдат и офицеров-мародеров, а сам генерал вернулся во Францию целым и невредимым, хотя большинство его соплеменников полегли кто на полях боев, кто от самострела, кто был казнен. По преданию, Эжен де Богарне к концу своей жизни покрестился с именем Евгений, а его сын Максимилиан посетил Россию в 1839 году. Тогда же он приехал в монастырь Саввы Сторожевского с императором Николаем I, на дочери которого впоследствии женился. 200 лет спустя, уже в наше время, одна из потомков рода Богарне монахиня православного монастыря Покрова Пресвятой Богородицы, что находится вблизи Парижа Елисавета, посетила монастырь. Она рассказала, что после наполеоновских войн, вблизи Парижа была построена часовня в честь пр. Саввы Сторожевского, очень напоминающая Рождественский Собор монастыря. Преподобный Савва очень почитается во Франции с XIX века не только русскими эмигрантами, но и французами.
16-30 дня, солнце понемногу остывает, уходя с зенита, и нам становится немного легче. Скорее бы добраться до монастырского источника и облиться студеной водой. А там и скит рядом. Дело движется к завершению. Все устали. Отснято много видео-материала, но есть четкая уверенность, что многое упустили, ведь информация все приходит и приходит из уст нашего экскурсовода, а как ее всю запомнишь усталым умом?! Напоследок снова прикладываемся к баклажке с квасом. О, эта чудодейственная хмельная живительная влага!
Подходим к церкви в честь Святой Троицы, постройки середины XVII века. В ней стоит чудотворный образ преподобного Саввы, который чудом уцелел при пожаре 1812 года. Снова след Отечественной войны. В то время образ увенчивал надвратный храм одного из подворий монастыря на Тверской улице города Москвы. Сгорело подворье, киот, а икона осталась невредимой! В начале XX века икона попала в запасники НКВД. В 20-х годах прихожане храма Воскресения Словущего написали прошение на возвращение иконы. В НКВД был вызван староста храма, где к его удивлению, следователь вручил икону пр. Саввы с бумагой о возвращение в церковь. В 1998 году митрополит Питирим (Нечаев) торжественно ее вернул монастырю.
Мы входим в храм и прикладываемся к образу преподобного; краска на иконе немного закипевшая и поблекшая, но почти полностью передающая цвет облачений. Нетронутый огнем лик ясным взором смотрит на нас. Прикладываемся, несколько раз по просьбе продюсера-режиссера поем величание святому и выходим из храма.
Солнце зримо начинает уходить ближе к горизонту, становится мало света. А нам надо спешить в скит, чтобы успеть отснять его при последних лучах уходящего светила. Дорога в скит, 1,5 километра по извилистой дороге, в своей последней трети, резко уходящей вниз под гору. Ехали долго, ибо постоянно ждали оператора, который бегом сопровождал нашу мотоколонну, то и дело снимая нас спереди и сзади.
Вот и скит. Здесь мы снова говорим на камеру, рассказываем о постройках, о пещере преподобного, несколько проходок перед камерой и мы двигаемся в сторону источника. При последних кадрах крайней проходки, солнце как по команде выключилось. Ушло за холм. И, вот, долгожданная прохлада источника! Студеная вода привела нас в чувство. Мы как верблюды, прошедшие многокилометровый путь по пустыне припали к источнику, опустив в него свои головы и руки. Слава Богу за все!
Конец съемочного дня был ознаменован несколькими дублями нашего проезда на мотоциклах возле монастыря. Съемки с квадрокоптера одни из самых эффектных съемок, ведь камера находится на высоте птичьего полета и колонну мотоциклистов можно красиво снять на фоне всего монастыря в движении.
Что же дала нам эта чудесная поездка. Очередной репортаж из Святого места России? Не только. Она дала нам знание, много знаний новых и интересных о нашей истории, о наших царях, которые были не такими, какими их показывают в дешевых отечественных и дорогих зарубежных фильмах. Это были поистине Великие люди, исполины духа, насадители Веры и Благочестия, покровители Святости и грозные воины против сил тьмы и нечестия! Их же молитвами и молитвами преподобного Саввы, игумена Сторожевского, да даст нам Господь мудрости и спасения. Аминь!
Президент МО «Мотобратия во Христе» Алексей (Магистр) Маслов 08.08.2016
Подробнее на сайте "Мотополомничество Святая Русь"