киприян-пересвет
ПРО САМОНАЗВАННОГО «СТАРЦА» КИПРИЯНА-ПЕРЕСВЕТА
Один мой добрый друг попросил меня кратко рассказать об отце Исаакие, более известном как Киприян-Пересвет. Оставляя за пределами рассмотрения данной заметки его деятельность во время Чеченских кампаний (без сомнения героическую) я бы хотел сосредоточится на его «церковной» деятельности, которая, увы, является совершенно мошеннической.
Многие люди обращались ко мне с просьбой осветить эти «религиозные» подробности, поскольку большинство не разбираются в деталях околоцерковной жизни и вполне с доверием относится к человеку в рясе и с крестом, который, к прискорбию, пользуется этим вводя честных людей в заблуждение. Я, будучи православным священником и достаточно хорошо разбираясь во всех этих хитросплетениях церковной и псевдоцерковной жизни, считаю своим долгом дать хотя бы краткую справку о «церковной карьере» этого религиозного мошенника.
Но прежде чем перейти к непосредственной биографии этого отца, необходимо дать читателю несколько общих картин относительно современного сектантства, активно мимикрирующего под Православную Церковь.
Во-первых, к сожалению, я вынужден констатировать тот факт, что абсолютно любой человек может совершенно свободно приобрести в любом магазине церковных облачений эти самые облачения, без каких-либо вопросов и проверки удостоверений священного сана, которые действительно существуют и должны быть на руках у каждого духовного лица. И этим активно пользуются мошенники, которые легально покупают подлинные облачения, сшитые для подлинных священников, так, что внешним видом (при условии наличия бороды и благообразного лица) таковой мошенник вообще не будет отличаться от настоящего священника. Многие обычные люди, далекие от церкви и нормальной воцерковленной жизни, но имеющие уважение и кредит доверия к Православной церкви, становятся жертвами этих мошенников. Не имея достаточных церковных знаний и навыков, что бы отличить подделку по разговору и манере поведения, люди смотрят на внешность.
Наиболее действенным средством разоблачить такого негодяя будет именно просьба предоставить вам его удостоверение духовного лица (оно должно быть действующее по датам и подписано местным епископом; для города Москвы это, либо Патриарх Кирилл, либо архиепископ Арсений, для подмосковья - митрополит Ювеналий) и расспросить, кого именно он поминает за Богослужением (сначала это должен быть Патриарх Кирилл, а затем местный епископ, для подмосковья — митр. Ювеналий). Понятно, что и это не является абсолютной панацеей. «Корочки» подделывать у нас умеют уже давно, да и пару имен выучить труда не составит, но все же этими вопросами вы значительно снизите риск быть обманутыми.
Во-вторых, увы, я вынужден признать существование не просто отдельных мошенников, но целых мошеннических сообществ. Эти сообщества, не имея на то никакого права, обряжаются в церковные облачения, сами себя называют «епископами» и «священниками», открывают целые «приходы», подражая Православной церкви и выманивая деньги у наивных верующих людей, совершают «службы» и «требы». Чаще всего такие псевдосвященники сидят в моргах и прям там отпевают умерших людей (потому что ни в один храм их, естественно, не пустят, мгновенно разоблачив самозванца), но есть и более продвинутые сборища, которые пользуясь неразберихой 90-х годов выбили себе в собственность отдельные здания и устроили там подражания православным храмам. Из таковых, прежде всего, следует упомянуть «храм» на Головинском кладбище Москвы, который прежде был зданием для «атеистических панихид», построенным в советский период, а затем выкуплен и перестроен под видимость православного храма. Второе место (к которому мы еще вернемся) — это одноэтажный домик на ул. Радио, дом 3 в Москве, в котором находился оккультный целительский центр магов-экстрасенсов «Проис», где сами эти целители и экстрасенсы в свободное от основной практики время, а иногда совмещая, наряжаясь православными священниками осмеливались совершать «богослужения» прямо в коридоре этого центра. Затем особняк был немного перестроен и сейчас внутри более напоминает православный храм, хотя снаружи по-прежнему остается обычным особняком без каких-либо религиозных отличительных признаков, за исключением маленького купола над крыльцом. Еще одним комплексом зданий этой же организации является «монастырь» в поселке Денежниково Бронницкого района Московской области, созданный уже в 2000-х годах и сейчас являющийся местом постоянного проживания того самого отца Киприяна-Исаакия.
Таких сект и секточек (поскольку здесь уже речь идет не просто о мошенничестве, но именно об альтернативной религиозности) существует довольно-таки большое количество - штук пять наиболее известных и многочисленных (по сравнению с другими сектами) в России, несколько штук на Украине и на Балканах, штук восемь в Греции. Иными словами это движение — сектантство мимикрирующее под православие — является явлением международным.
Основным и главным критерием истинности Православной Церкви является признание ее за таковую другими Православными Церквами, на данный момент в мире их существует 15 штук и Русская Православная Церковь является полноправной и неотъемлемой частью этого сообщества. Очевидно, что ни одна секта, сколь бы показательно она ни потрясала православными крестами, не признается этим сообществом мировых Православных Церквей за полноценную Церковь или хотя бы за маленькое православное сообщество. Пытаясь придать видимость легальности своей деятельности некоторые из этих сект вступают в общение друг с другом и начинают друг-друга «признавать», подражая Православным Церквам, и для большей убедительности сами себя называют (а иногда и регистрируются в органах юстиции) как «Истинно-Православная Церковь», что звучит даже очень наивно и показушно. Поскольку таковых сект, как я уже сказал, существует достаточно много, то названия свои они вынуждены как-то варьировать для узнаваемости. Например, существует «Русская Истинно-Православная Церковь». Существует «Истинно-Православная Церковь России», а некоторые секты поступают более тонко, даже названием стараясь подражать Русской Православной Церкви, например, «Русская Православная Автономная Церковь», запятнавшая себя рядом громких педофильских скандалов и владеющая тем самым «храмом» на Головинском кладбище. Или «Российская Православная Церковь», которая так же называется «Истинно-Православной Церковью» «митрополита» Рафаила Прокопьева. Об этой одиозной деятельности этой церкви будет рассказано подробнее чуть ниже.
Как бы там ни было, критерием подлинности той или иной организации относящей себя к Православию является вхождение в эту самую Православную Церковь. Внешним признаком этого является поминовение за Богослужением Патриарха Кирилла и местного епископа, а так же признание себя полноправной Церковью (если организация на то претендует) 15-ю другими Православными Церквами, существующими в мире.
Теперь же, после краткого описания сложившейся ситуации и простых рекомендаций из серии «как не стать жертвой мошенников» перейдем непосредственно к герою нашей заметки — отцу Исаакию, или Киприяну-Пересвету, как он более известен в армейских кругах.
Суровая правда заключается в том, что на момент своих действий в Чечне он вообще не был православным священником. Он просто купил рясу, крест, достал себе простенький деревянный посох «под простого старца» и стал всем говорить, что он священник, хотя по отзывам очевидцев, даже читать по церковно-славянский не мог без ошибок (с обучения этому навыку начинается жизнь любого мирянина, который просто помогает при Богослужении в алтаре, даже не обязательно имеющего желание принять священный сан в дальнейшем, иными словами это основа-основ к которой приобщается любой человек хоть немного связанный с Алтарем). Отвечая на вопросы немногих знающих и разбирающихся в теме людей, дескать, кем и где отец Киприян был рукоположен в священника, таковой ссылался на уже упомянутую нами «Русскую Православную Автономную Церковь», хотя никаких документов, доказывающих его «рукоположение» пусть даже и в секте, предоставить не мог. Сама «РПАЦ» отца Киприана тоже своей частью не считала и, Киприян довольно долго был сам себе хозяин, активно вращаясь в армейских кругах и принимая щедрые пожертвования. Продолжалось это до 2003 года, когда отец Киприян все-таки решился на придание хоть какого-то «официального статуса» своей персоне. Он связался с российским представителем греческой секты «Церкви Истинно-Православных Христиан» «архимандритом» Нектарием Яшунским, который постриг Киприана в монашество (в великую схиму — последний и высший монашеский чин в Православии), сменив ему имя на Исаакий. Тогда же, приглашенный «епископ» этой секты, впервые (sic! В 2003 году!) рукоположил Исаакия в «диакона», а затем и в «священника», так как никаких доказательств своего прежнего «рукоположения» Киприян-Исаакий предоставить по прежнему не мог.
Однако, в греческой секте «Церкви Истинно-Православных Христиан» Исаакий пробыл не долго. Вероятно, привыкнув быть сам себе хозяином, он довольно скоро распрощался с Нектарием и вновь перешел на «вольные хлеба». Лишь несколько лет спустя присоединился Киприян-Исаакий к «Истинно-Православной Церкви» (другое название: «Российская Православная Церквовь») самозванного «митрополита» Рафаила Прокопьева. Об этом человеке и этой секте стоит сказать особо: Леонид Прокопьев — полковник ГРУ в отставке, после службы в Управлении активно ударился в мистику и экстрасенсорику, открыл целительский центр «Проис» в том самом доме на ул. Радио, 3 и собрал команду таких же экстрасенсов и «академиков магических наук». Постепенно пришел к увлечению православной бутафорией, присоединился к одной из псевдоправославных сект и начал практиковать в своем целительском центре, открыто продолжая оккультную деятельность, различные богослужения, молебны и прочие «требы» активно собирая с доверившихся людей «пожертвования». Постепенно, ввиду благополучного финансового состояния, ему удалось занять довольно значительное место в современном «альтернативном православии», хотя ввиду своих оккультных практик даже близко к православной духовности не стоящих он не снискал уважения среди других сект, хотя бы пытающихся подражать Православию. Так же он был замечен и в других одиозных поступках, например, в коронации самозванного царя России, в присвоении себе патриарших полномочий (он до сих пор носит белый куколь — головной убор, усваиваемый исключительно Патриарху Московскому и всея Руси), а в 2009 году сменил себе фамилию на Мотовилов (декларируя свое родство с известным биографом жизни св. прп. Серафима Саровского). К слову, за внушительную сумму «пожертвования» до сих пор можно записаться на личный прием к «митрополиту» для исцеления, снятия порчи от злых духов и прочего в том же духе.
За более подробными сведениями о его биографии и деятельности я отсылаю читателей к публикациям на замечательном православно-просветительском сайте «Антираскол», под редакцией Александра Валерьевича Слесарева, проректора по научно-богословской работе Минской Духовной Академии и Семинарии и ведущего специалиста по современным псевдоправославным сектам.
Биография самого А.В. Слесарева: http://drevo-info.ru/articles/25097.html
Биография Рафаила Прокопьева на портале «Антираскол»: http://www.anti-raskol.ru/pages/216
Об оккультном центре «Проис» на том же портале: http://www.anti-raskol.ru/pages/1920
А на этой странице обнародована подборка фактических материалов, весьма красноречиво показывающих, что из себя представляет эта «Истинно-Православная Церковь» и кто такие люди ее составляющие, каков их моральный облик: http://www.anti-raskol.ru/grup/116
Именно к этой религиозной псевдоправославной организации и принадлежит ныне отец Киприян-Исаакий, проживая в их «женском монастыре» в Денежниково Бронницкого района Московской области.
Что бы не быть голословным, я приведу здесь и контакт «епископа» (в 2003 году еще «архимандрита») Нектария Яшунского: http://nectarius.livejournal.com который собственноручно постригал Киприяна в схиму и присутствовал в его рукоположении «во священника» в 2003 году, и, который, без сомнения, легко подтвердит сказанные здесь слова, возможно, дополнив их новыми, более подробными сведениями, поскольку являлся непосредственным участником тех событий.
Еще очень показательна новостная заметка «Интерфакс-религии» от 23 декабря 2013 года, великолепно иллюстрирующая все то, о чем я рассказал выше, а так же упоминающая почти все секты, ставшие героями моего рассказа, и даже немного больше: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=53905
Возвращаясь к отцу Киприяну-Исаакию хочется сказать, что со времени присоединения к Рафаиловской «Истинно-Православной Церкви» он ничем больше не выделился, чем и объясняется почти полное отсутствие информации о деятельности этого мошенника в сети Интернет. Пропагандирует свою персону как «духовного старца», служит в «храме» при «монастыре» в Денежниково, собирает пожертвования в основном от знающих его еще по Чеченским кампаниям военных чинов и изредка посещает их VIP-мероприятия.
Подводя итог: отец Исаакий (Киприян-Пересвет), вообще никогда не был православным священником! В обе Чеченские кампании он был всего лишь самосвятом, по собственному желанию обрядившимся в православного священника и лишь только в 2003 году был действительно «рукоположен» в псевдоправославной секте, которую, естественно, никто из 15-и общемировых Православных Церквей за церковь не признает. Иными словами, отец Исаакий-Киприян и по сию пору вовсе не является православным священником, но состоит в секте, активно использующую околоправославную бутафорию и вводящую в заблуждение многих доверчивых православных людей своим подчеркнуто «церковным» видом, но при этом активно собирающей пожертвования и продолжающей свою оккультно-магическую деятельность.
священник Сергий Лобанов
Москва, 2013.